С 26 мая по 4 июня в Беларуси проводится профилактическая акция «На страже цифровой безопасности».
За последние годы количество киберпреступлений значительно увеличилось, что требует принятия срочных мер для защиты информации и обеспечения кибербезопасности.
По статистике женщины в два раза чаще становятся потерпевшими, чем мужчины. Абсолютное большинство проживает в городах. Люди с высшим в равной степени, как и со средним образованием, подвержены обману. Среди жертв киберпреступников, в основном, экономически активные граждане, представляющие практически все сферы деятельности.
Телефонное мошенничество – вишинг
Мошенники под видом работников банка, операторов связи или государственных органов обращаются к гражданам, создают стрессовую ситуацию, сообщают о проблеме, а потом предлагают помощь в ее решении. Чтобы войти в доверие, могут выслать фото служебных документов или даже выйти на видеосвязь в мессенджере.
В течение нескольких дней женщине звонили с незнакомых номеров. Псевдоследователь сообщил, что якобы с ее счета фиксируются незаконные операции на мошеннические счета, поэтому необходимо их предотвратить. Затем с ней продолжил беседу по видеосвязи работник известного банка, который был в деловой одежде с атрибутами банка. Женщина поверила звонившим и по их рекомендации установила приложение, которое позволило мошенникам видеть все происходящее на ее телефоне, в том числе смс-коды. В разговоре с лжебанкиром она назвала кодовое слово – девичью фамилию матери. В итоге мошенники оформили на женщину овердрафт и онлайн-кредит прямо во время разговора и перевели их на свои счета. Всего у женщины похитили 18 тысяч рублей.
Фейковые магазины в соцсетях
Ежедневно в милицию обращаются и те, кто перевел предоплату за товар, найденный в объявлениях в социальных сетях и на торговых площадках, и не получил его. Мошенники намеренно создают аккаунты, в которых размещают объявления несуществующих товаров с заниженными ценами (обувь, одежда, мобильные телефоны, постельное белье, автомобильные шины, новогодние ели, садовые кресла-качалки-коконы и другие товары). Потенциальный покупатель связывается с администратором магазина и обещает доставить товар после частичной или полной оплаты. Перевод денег предлагают произвести на банковскую карту или на счет через ЕРИП, что притупляет бдительность. После получения денежных средств, интернет-магазин товар не высылает, а покупателя блокирует.
Фишинг
С целью получения личных данных владельцев счетов мошенники создают страницы-клоны сайтов банков, театров, кальянных и инвестиционных (торговых) бирж.
Молодая мама, находящаяся в декретном отпуске, перевела на предоставленный счет через ЕРИП 2 тысячи рублей за телефон, но не получила его. Тогда мошенники предложили ей получить свои деньги обратно на банковскую карту. Они направили в мессенджере ссылку, перейдя по которой девушка ввела в ячейки номер карты и секретный код с оборотной стороны, предназначенный только для расходных операций. Завладев этими сведениями, мошенники обманули ее еще раз, списав с карты все деньги.
Стоит задуматься о причинах низкой цены на товар и насторожиться, почему у магазина на сайте указаны другие цены. Тщательно проверяйте информацию о магазине: свяжитесь с продавцом по номеру мобильной связи, а не через интернет. Не переходите по ссылкам от неизвестных вам лиц. Проверяйте адрес страницы, где вводите данные карты (для белорусских организаций в адресной строке должно быть так: «название сайта».BY/«раздел сайта»).
Ошмянский РОВД.