Общественные события

Как подать электронное обращение?

Со 2 января 2023 года изменилось толкование термина «электронное обращение». Ранее под ним понималось обращение, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в сети интернет. Сейчас это обращение заявителя, поданное посредством Единой республиканской автоматизированной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц.
В отличие от письменной и устной формы, электронная форма обращения возможна только при его направлении в госорганы и иные госорганизации.
Электронное обращение подается только через систему обращений в сети интернет по адресу: https://обращения.бел.
Доступ к системе бесплатный. Воспользоваться ею могут заявители, а также госорганы и иные госорганизации, к которым поступают обращения в электронной форме.
Чтобы подать электронное обращение, необходимо пройти идентификацию. Для этого физическому лицу нужно воспользоваться:
Учетной записью национальной почтовой электронной системы, полученной в отделении почтовой связи (https://www.belpost.by/services/MailNpas).
ID-картой.
Логином и паролем, сформированными в процессе регистрации в системе обращений. При этом потребуется обязательное подтверждение факта регистрации по номеру мобильного телефона. Алгоритм регистрации описывается на сайте системы (https://xn--80abnmycp7evc.xn--90ais/helpPost/1).
Предполагается, что идентификация позволит избежать ситуаций с указанием недостоверных данных при подаче электронного обращения.
После входа в систему заявитель сможет подать электронное обращение. Его текст должен быть читаемым, на белорусском или русском языке, не содержать нецензурных либо оскорбительных слов или выражений. Суть обращения нельзя излагать в виде ссылок на интернет-ресурсы.
Если электронное обращение подает представитель заявителя, нужно прикрепить подтверждающий полномочия документ в электронном виде.
Обратите внимание!
При несоблюдении обязательных требований электронное обращение оставят без рассмотрения.
Ряд полей обращения заполняется при помощи справочников путем выбора подходящих значений, что значительно упрощает процедуру.
Ответы и уведомления на электронные обращения направляются также через систему обращений. Исключение сделают, если заявитель в электронном обращении попросит направить письменный ответ. При этом в системе можно настроить дополнительные способы оповещения о результатах рассмотрения, например путем СМС или оповещения на электронную почту.
Электронное обращение адресуется госоргану или иной госорганизации, к компетенции которых относится решение изложенных вопросов. Закрепленный указом перечень госорганов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в конкретной сфере жизнедеятельности населения, позволяет заявителю определить, в какой орган следует обратиться.
Кроме того, действует территориальный принцип. В частности, если речь не идет об исключительной компетенции, первоначально обращения должны рассматриваться по существу в госорганах и иных организациях, обладающих такой компетенцией и расположенных в пределах административно-территориальной единицы, на территории которой возникли изложенные в обращении вопросы.
Если электронное обращение адресовать непосредственно уполномоченному органу, его рассмотрят по существу, в противном случае перенаправят по компетенции либо оставят без рассмотрения и разъяснят, куда и в каком порядке обратиться.
В перечне указываются вышестоящие органы, что позволяет соблюсти иерархию при обращении, а также понять, куда обжаловать принятое по обращению решение.
Примечание
Письменная форма подачи обращения не предполагает его направления через электронную почту, рубрику на сайте и т.д. Письменные обращения подаются:
— нарочным (курьером);
— посредством почтовой связи;
— в ходе личного приема;
— путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений (ч. 2 п. 1 ст. 10 Закона № 300-З).
Олеся ЛЕВШУНОВА, помощник прокурора Ошмянского района, юрист 2 класса.